18 марта 2010 г.
В Уральском центре промыслов и ремёсел состоялась выставка «Вчера, сегодня, завтра. Мир руками мастеров», организованная министерством культуры и туризма Свердловской области и Чувашской национально-культурной автономией Екатеринбурга.
Выставка, вызвавшая большой интерес у екатеринбуржцев и гостей города, получила самые тёплые отклики. В гостевой книге множество записей, большинство из которых на чувашском языке. Одна из них — от президента Тюменской областной общественной организации «Ассоциация чувашей Тыван» Владимира Логинова: «Уважаемые земляки! Радует ваша работа по сохранению чувашской культуры, истории и традиций…».
Чувашские культура и быт были представлены на выставке национальными костюмами, украшенными ручной вышивкой, предметами обихода (из коллекции чувашского национального общества «Туслах» деревни Броды Свердловской области) и произведениями живописца Алексея Иванова и скульптора Петра Пупина.
В своих работах Алексей Иванов использует древние знаки, например, крест алтайской царицы, жившей за шестьсот лет до нашей эры. По легенде этот крест, символизирующий Солнце, украшал ковёр, найденный при раскопках. Через этносимволы художник показал историю чувашского народа в контексте общемировой цивилизации, рассказав о «Чонтурхане» (Чингисхане) и «Вавилон-с'урче» (Вавилонской башне).
Чуваши издревле почитают женщину — хранительницу домашнего очага, прародительницу, мать. Об этом картины Иванова, посвящённые работе рукодельниц, которые, как и много веков назад, склоняются над узорами вышивок: «Анне терри» («Мамина вышивка»), «Асла Анне Терри» («Бабушкина вышивка»), «Чеваш хере» («Чувашская деревушка»).
— Чтобы развивать культуру, необходимо знать язык, обычаи, традиции народа, глубоко понимать его древние корни, — считает скульптор Пётр Пупин.
В его работах история соседствует с мифологией: скульптуры «Пётр I»,
«Никита Бичурин», «Отец Иакинф в китайском одеянии» изображают реальных деятелей чувашской и русской истории, «Фемида», «Тамарислу — царица амазонок», «Похищение» — мифологических персонажей, «Дед Егорыч», «Рыбак» — современников.
Значительная часть экспозиции — национальные костюмы, расшитые мастерицами фирмы художественных промыслов «Паха тере» («Красивый узор»). Искусство вышивки для чувашей — целая философская система: у любого узора своё значение.
Выставка «Мир руками мастеров» радовала зрителей полтора месяца. Закрывал её ансамбль «Ентеш» («Земляки»), который исполнял чувашские песни, услышанные от мам и пап, бабушек и дедушек. Лауреат всевозможных музыкальных конкурсов Артемий Тельцов играл на баяне, аккордеоне, губной гармошке…
Во время торжественной церемонии закрытия были вручены рыцарские знаки «Сартар», что в переводе означает «вершина войска». «Такой награды удостаиваются немногие. Чтобы её получить, нужно обладать рыцарским духом, смелостью, способностью созидать», — говорит Алексей Иванов. В «рыцари» посвятили людей, которые многое сделали для Чувашской национально-культурной автономии Екатеринбурга: активиста общественной организации Германа Пупина, секретаря автономии Веронику Филиппову и депутата Палаты Представителей Законодательного Собрания Свердловской области Анатолия Никифорова.