Керамика отличается многообразием форм и цвета. Ассортимент создаваемых мастерами изделий широк: кувшины, жаровки, квасники, вазы, различные крынки и блюда. В основном эта продукция предприятий «Чебоксарская Керамика», «Стройматериалы». Используется природный материал, которым богата Чувашская Республика: красная, белая и желтая глина. Из глины народные мастера изготавливают и музыкальные инструменты, игрушки-свистульки в форме птиц, коней, драконов, расписывая их под традиционные узоры и цвета.
То, что чувашские мастера великолепно работают с глиной, показал Второй международный фестиваль гончаров, который проходил с 6 по 10 сентября 2004 года в г. Скопине Рязанской области. Педагог Чебоксарского художественного училища Ольга Афимьина заняла первое место в номинации «За лучшую творческую работу, выполненную гончарным способом».
Керамика с незапамятных времен заняла прочное место в нашем быту и искусстве: начиная от примитивных сосудов, вылепленных вручную и обожженных на костре, до изделий, изготовленных на основе самых последних достижений современной науки. Изделия, изготовленные из глины и глинистых материалов с различными добавками, получили большое распространение благодаря уникальным свойствам, которые приобретаются в результате обжига: огнеупорность, стойкость к механическому и химическому воздействию. Несмотря на появление новых эффективных строительных материалов, керамика остается незаменимой в строительстве: в глинобитных жилищах по сей день обитает треть населения планеты, не говоря уже о домах из обожженного кирпича. Не обходится без деталей из керамики и изготовление современных компьютеров и космических кораблей.
С древнейших времен и вплоть до наших дней изделия на основе глин занимают одно из ведущих мест в декоративно-прикладном искусстве всех народов мира. Говоря об эстетических свойствах керамики, хочется отметить необыкновенную теплоту и живой цвет ее черепка от молочно-светлых до иссиня-черных тонов. Это так напоминает оттенки человеческой кожи различных народностей! Как здесь не вспомнить библейскую легенду, видимо, недаром Всевышний – первый гончар - избрал именно глину материалом для сотворения человека. Богатейшая палитра способов декорирования: рельефы, мягкий колорит ангобов, сияющие оттенками драгоценных камней глазури, подглазурная и надглазурная роспись, - создает такое разнообразие художественных произведений в керамике, лучшие образцы которых хранятся и выставляются в музеях и галереях мира.
Технология производства керамических изделий достаточно сложна. В современном производстве применяются сложные по составу керамические массы и дорогостоящее автоматизированное оборудование. Но в нашей книге мы рассмотрим более простые – «дедовские» - способы подготовки сырья, лепки и украшения изделий, их обжиг.
Месторождения глин различных по своему составу и свойствам можно встретить практически повсеместно в Чувашии. В разные временные периоды здесь существовали очаги изготовления гончарных изделий, глиняной культовой скульптуры и игрушки, кирпича и черепицы на различных качественном и количественном уровнях.
При археологических раскопках, проводившихся на территории Республики, были найдены сосуды и черепки, принадлежащие к Балановской культуре (названной так по могильнику близ д. Баланово Цивильского района), начало которой датируется серединой или первой половиной второго тысячелетия до н.э.
«У юго-западной стенки могильной ямы, рядом с фалангами пальцев ног, стояло пять глиняных сосудов, один из них – вверх дном», – это описание раскопа Новосюрбеевского 1-го могильника. Сосуды крупных (диаметром до 40 – 45 см), средних и мелких (диаметром 5 – 10 см) размеров, в основном низких пропорций: реповидные, шаровидные и бомбовидные. Украшены многорядными зигзагами, рядами коротких наклонных, вертикальных и перекрещивающихся отрезков, орнаментом из ромбов, с солярным символом на днище. Они имеют синкретический облик, т.е. сочетают в себе эстетический, утилитарный и ритуально-символический характер. Их формы и орнаментизация аналогичны с архаичной посудой, распространенной в Бронзовую эпоху практически по всей территории Европы от Атлантического океана до Урала, где в этот временной период была распространена «культура шаровидных амфор и сверленых боевых топоров».
Черепок изделий достаточно тонкий, что говорит о хорошем качестве глиняного сырья, из которого они изготавливались, и высоком уровне мастерства гончаров. Выполнялись они жгутовым способом. Тисненый орнамент наносился заостренными палочками и гребенками. Костровой обжиг проводился на достаточно высоком технологическом уровне, так как изделия обладают высокой прочностью. Сосуды имеют темный цвет, видимо, в конце обжига происходило задымление.
В железный век, когда строились мощные оборонительные сооружения, велись многочисленные войны, качество керамики значительно снижается: черепок грубый, толстостенный с примесями дресвы, крошками шамота, форма обработана и декорирована небрежно, из-за низкой температуры обжига сосуды хрупкие.
Домонгольский период Волжской Болгарии характеризуется высоким уровнем развития культуры. Керамические сосуды имеют классические пропорции, разнообразны по форме и назначению. Гончары использовали ручной и ножной гончарный круг, горны для обжига различной конструкции. Во времена Золотой Орды город Болгар был уничтожен, всех мастеров увели в рабство, за несколько лет территория Волжской Болгарии превратилась в дикую степь. Деградируют и почти исчезают все ремесла, их возрождение начнется только в XIII веке.
По материалам экспедиции 1969 – 1973 гг., на территории Чебоксарского района большинство найденных обломков принадлежат сосудам, изготовленным на гончарном круге. Керамика различается по цвету и составу черепка, качеству обжига. На смену желтой, красной, серой и черной керамике XIV - XV вв. с мелкозернистым черепком, хорошим обжигом, украшенной врезным, штампованным и пролощенным орнаментом, в конце XV – начале XVI вв. приходят сосуды с более грубым черепком, плохого и среднего обжига.
Сосуды XVIII в. по форме аналогичны русской посуде средних веков, но в орнаменте сохраняют традиции болгарской керамики. Горшки, кувшины различных форм и размеров, кумганы, кубышки, банки, миски, умывальники, цветочницы, корчаги, - все это пользовалось на ярмарках большим спросом, и можно было встретить практически в каждом доме.
Техника изготовления чернолощеной керамики была известна на территории Чувашии раньше, чем в Москве, и, скорее всего, была завезена на Русь из Среднего Поволжья. Здесь чернолощеные сосуды бытовали до XIX в., в Москве же они выходят из употребления еще в начале XVIII в.
Поливной керамики при раскопках найдено немного, вероятно, она была привозная – восточного типа (с белым черепком, белой поливой и синей подглазурной росписью) и русского типа (с полупрозрачной желтой, зеленой и коричневой поливой с металлическим блеском).
По данным на 1895 год в Чебоксарском уезде было 28 кирпичных заведений, из них 19 – в Чебоксарах. В городе проживало три горшечника, и один из переулков, примыкавших к нынешней улице Композиторов Воробьевых, носил название Горшечный. Отдельную главу составляет самобытная чувашская народная культовая скульптура из глины XVIII в., хранящиеся в Государственном музее этнографии в Санкт-Петербурге. Терракотовые фигурки богов - йĕрĕх, несмотря на небольшие размеры, выглядят монументально. Изобразительные средства, используемые древними ваятелями, просты, скупы и строго подчинены канону, т.е. полностью связаны с мифологическим мировоззрением. Например, изображение богини плодородия Анамăш представляет не просто женскую фигуру, но служит моделью мира, олицетворяет собой женское начало Вселенной. Та же связь отчетливо прослеживается в традиционном женском костюме чувашей, в архаичной игрушке, например, Каргополья и т.д.
Религия чувашей-язычников опиралась на признание священности природы. Они обожествляли воду, огонь, землю (пашню и лес), небо, звезды, солнце, луну, наделяли их живым духом. Из глины, дерева, лоскута, теста делали фигурки покровителей семьи, лесов и оврагов, покровительниц живого огня, богинь домашнего очага, богинь красоты и любви, продолжения рода, богов очищения, хранителей скота и т.д., наделяя их сверхъестественной силой. Иногда в ликах богов угадывались черты конкретного человека – интересная особенность чувашской культовой скульптуры малых форм.
Бытовала традиция каждый год весной изготовлять новых богов, а старых топить в реке. Позднее стали уничтожать только те фигурки, которые, как чувствовалось, утратили свою магическую силу. Красивые, одухотворенные или выполненные из ценного материала произведения истреблению не подвергались, именно поэтому они сохранились до наших дней.
Многие скульптуры покрашены бронзовой краской, вероятно, мастера имитировали золото, т.к. в древности существовали подобные изваяния из золота.
Образы языческих богов словно хранят в себе не только тепло рук мастера, их изготовлявшего, но и традицию, берущую свое начало из глубины веков, прошедшую сквозь множество поколений. Они могут стать источником научных исследований и творческого вдохновения. Так, например, знакомство с этой темой оказало значительное влияние на формирование авторского стиля и тематику творчества народного мастера Маргариты Михайловой. Персонажи ее свистулек - живые, озорные, с ярко выраженным национальным характером.
Игрушки-свистульки издавна пользовались большой популярностью. У многих народностей считалось, что свист обладает магической силой и способен отпугивать злых духов, болезни. Многие праздники (особенно посвященные встрече весны) сопровождались разноголосым свистом, да и сейчас на ярмарках родители любят покупать детям свистульки. Одни из них – попроще и подешевле – на забаву, другие – подороже и позатейливее – и посвистишь, и на память останется – глаз радовать, и подарок хороший. Некоторые даже целые коллекции собирают.
Игрушку лепили почти повсеместно, занимались в основном этим женщины и дети долгими зимними вечерами, в свободное от полевой страды время. Мастеров–свистулечников в Чувашии всегда было много, немало их и сейчас. Многие из них уже давно живут в городе, отработали по нескольку лет на заводах и фабриках, вышли на пенсию и вспомнили свой промысел – «из детства» – и не скучно, и, глядишь, по деньгам прибавка. Делают все по старинке – нехитрая форма и раскраска. Раньше игрушки обжигали в русской печи, теперь – закаляют в духовке или красят так – без обжига. Вот эти – то бабушки и дедушки и являются неосознанно продолжателями древней традиции, вот только жаль, что их внукам чаще интереснее телевизор и компьютер.
Но бывают и исключения. Летом на городской ярмарке в рядах увидела я молодого голубоглазого паренька с россыпью затейливых игрушек – свистулек на столе: «Откуда?» «Из Канаша»,– был ответ. Видно, что игрушки слеплены на скорую руку, азартно, с фантазией, раскрашены гуашью, покрыты лаком. В Москве его игрушка уже неоднократно побывала на ярмарках, и записана собирателями как традиционная канашская свистулька. Я думаю, в этом нет большой ошибки, т.к. работы Александра Степанова действительно пронизаны духом подлинного народного искусства, как и работы его учителя – народного мастера Анатолия Алексеевича Владимирова. Сейчас Саша обучается искусству керамики в Казани.
Хочется подробнее рассказать о двух центрах Республики, где было развито гончарство. Это с. Семеновское Порецкого района и поселок Ибреси.
В селе Семеновском живет потомственный гончар Александр Иванович Букин. Здесь издавна делали посуду, поливу для нее варили сами – из свинца, обжигали в земляных двухметровой глубины горнах, возили продавать на ярмарки в Талызино и Порецкое. Занимались промыслом целыми семьями, так в семье Александра Ивановича все пятеро братьев обучились гончарному ремеслу. В юношеские годы его с родным и двоюродным братьями посылали в Саранск совершенствовать мастерство, видимо, Советская власть была заинтересована в сохранении и развитии промысла.
Сейчас Александру Ивановичу 80 лет, уже больше 20 лет как перестал заниматься гончарным делом – «как сгорел горн для обжига, так и бросили», также и его двоюродный брат Алексей Николаевич Букин лет двадцать не брал в руки глину. Промысел в селе угас. Дома у Букиных из своих изделий отыскались лишь несколько бракованных пережженных крынок, пара треснувших горшков да крупная, литра на четыре, банка. В школьном музее хранятся несколько сосудов, сделанных в бытность семеновскими умельцами. У местного батюшки отца Андрея уцелел подаренный Александром Ивановичем кувшин высотой около 65 см, глядя на который можно судить о былом мастерстве гончара. Подобные кувшины искусствоведы называют «амфорами», и, действительно, строго выдержанные пропорции, пластика линий силуэта позволяет отнести этот сосуд к прекрасным образцам народного гончарного искусства.
Александр Иванович очень оживился, вспоминая свое ремесло, сказал, что и сейчас бы смог горшок выкрутить, научить кого из молодых. Да вот не помнит, кому отдали станок – то ли в соседнюю деревню, то ли в школу…
Увы, не менее печальная картина ждала меня и в Ибресях, где в 30 – 40-е гг. славилась своими гончарными изделиями артель «Красный строитель», созданная при кирпичном заводе. Кувшины, жаровни, чашки, тарелки, миски, крынки, кружки, блюда, квасники, чернильницы – все это пользовалось спросом у населения и было признано искусствоведами (27 предметов хранятся в фондах Государственного музея этнографии народов России в Санкт-Петербурге, мнгого образцов в Чувашском национальном музее). Ибресинцы отличались творческим, экпериментаторским подходом к работе. Пробовали в росписи сосудов соединить элементы и цветовую палитру хохломы и орнаментов чувашской вышивки, украшали свои изделия лепным рельефом и скульптурами. Не всегда это выглядело безупречно с точки зрения искусствоведов, но поиск новых средств художественной выразительности – черта, присущая настоящему народному и профессиональному творчеству.
Ибресинская артель просуществовала до 1960-х гг. Но после войны так и не вернулась к уровню 30 – 40-х гг., снизилось качество продукции, производство стало убыточным.
В 80 – 90-е гг. Владимир Тимаков и Анатолий Фатеев предприняли попытку снова наладить гончарное дело, но отсутствие опыта и прямых наставников, поддержки государства заставило их, в конце концов, отказаться от этой затеи. Сейчас гончарный цех кирпичного завода пустует, на крыше его растет трава, рядом стоит полуразрушенная кузница…
В Ибресях существует замечательный этнографический музей, где собраны прекрасные экспонаты и уже действует комплекс «Пчеловодство». Хочется верить, что силами энтузиастов возродится здесь и гончарное искусство.
Подобные центры производства глиняной утвари были и в других районах республики, но, к сожалению, их постигла та же участь.
В настоящее время в Чувашии производством бытовых и сувенирных изделий из керамики занимаются в цехах ОАО «Чебоксарский завод строительных материалов» (ЧЗСМ) и ОАО «Чебоксарская керамика», где работают выпускники художественных вузов и училищ. Постоянно творчески работают и принимают участие в выставках художники Кадикин Сергей Николаевич, Сыромятникова Надежда, Федорова Ирина, Аникина Юлия, Михайлова Маргарита, студенты и выпускники Чебоксарского художественного училища, где с 1992 года существует специальность «Керамика». Почти во всех домах детского творчества и художественных школах республики ведутся занятия по керамике, где ребята знакомятся с азами лепки из глины и приемами ее декорирования.