Имея богатую музыкальную культуру, чуваши создавали и использовали самые разнообразные музыкальные инструменты. С древних времен они сохраняли традиции проведения массовых мероприятий с участием музыкантов и чрезвычайно почитали умеющих играть на музыкальных инструментах, признавали за искусными мастерами волшебные свойства. К примеру, С.М. Михалков пишет: «Думают чуваши, по своему суеверию, пузырник может колдовать и привораживать силою пузыря...». Музыка и музыкальные инструменты присутствовали у них всегда, они сопровождали человека от рождения до конца его жизни и непременно использовались в различных ритуальных действах и церемониях. В литературе об этом сказано: «У чуваш, даже у бедняков, не бывает ни одного домашнего праздника, ни одних похорон и поминок, на которых не хрипела бы сосновая трехструнная скрипка». Известно, например, что когда умирал чуваш, то «в гроб хоть понемногу клали, что покойник любил, чем забавлялся и чем занимался... если он был виртуоз, игравший на пузыре, то – пузырь...». Среди нескольких десятков чувашских божеств, которым приписывались различные функции, наряду с богиней красоты, хранителем скота, «покровительницей невесты» и т.д., названа «покровительница скрипки». Фигурки «покровительницы скрипки», собранные среди чувашей в XIX – начале XX вв., хранятся в фондах Музея антропологии и этнографии Академии наук СССР и Государственного музея этнографии народов СССР.
Об искусной игре на музыкальных инструментах и прекрасном пении повествует и ряд исторических преданий. Например, существует несколько вариантов преданий о том, как музыкант-чуваш, заворожив игрой на гуслях и пением защитников осажденной Казани, сумел отмерить в шагах расстояние до стен Казанской крепости для устройства подкопа под ней: взорвав стену, войско Ивана IV захватило город.
О широком бытовании музыкальных инструментов у чувашей в XVIII – XIX вв. писали Г.Ф. Миллер, П.С. Паллас, А.А. Фукс, В.А. Сбоев, А.Ф. Риттих, В.А. Мошков и др. этнографы и путешественники. Ф.П. Павлов еще в 20-х годах нашего века указывает на разнообразие чувашских музыкальных инструментов и перечисляет их названия. Очень популярны были гусли. Документ, датируемый 1770 годом, рассказывает: « А понеже без таковой гусельной игры у них, новокрещен... в доме никакая веселость не бывает, за тем, что они от прежней своей чувашской натуры до той игры великие охотники, для чего и держат, т.е. гусли почти в каждом доме».
Для чувашей было характерно также ансамблевое музицирование, высокая музыкальная культура. В XVIII в. К.С. Милькович отмечает, что чуваши любили играть на разных инструментах, как бы создавая оркестр. О том, что музыканты-чуваши сыгрывались на всех своих инструментах, составляя, таким образом, оркестр из пузыря, гуслей, гармони, балалайки, скрипки и барабана, писал А.Ф. Риттих в 1870 г. Через четверть века после этого В.А. Мошков отмечал, что «для музыки инструментальной, как и для вокальной, чуваши любят сходиться вместе и составлять нечто вроде оркестров. В такие деревенские оркестры собирается по 6-7 скрипок, по несколько гармоний и по нескольку гусляров». В книге музыковеда Ю.А. Илюхина говорится: «Ансамблевая игра на различных музыкальных инструментах была характерна для чуваш с древних времен». Такие оркестры возникали на свадьбах, ярмарках, молодежных и масленичных гуляниях, пирушках.
У предков чувашей некоторые инструменты имели не только культовое назначение, но и военное. Надо полагать, эти традиции они принесли в Среднее Поволжье из Средней Азии.
Уровень развития исполнительского мастерства позволял использовать инструментальную музыку не только в культовых или в развлекательных целях, но и для добывания материальных средств. Этнограф В.А. Мошков говорил также о «профессионалах музыкантах-чувашах, которые играют по городам в гостинницах, ходят по ярмаркам, ездят на пароходах и т.д. Это или городские жители, или выходцы из деревни, прервавшие с деревней всякие отношения». Были и другие наблюдения: «Музыка, как промысел, развита среди чуваш, и встретите таких музыкантов в городах и на пароходных пристанях». «...В 90-х гг. прошлого столетия в первоклассных ресторанах Нижегородской ярмарки чувашские гусляры выступали с неизменным успехом. Им заказывали популярные русские мелодии, а они их моментально воспроизводили. Многие русские подражали такому музыкальному слуху чувашских гусляров».